Педагогический совет
«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»
План проведения педсовета:
1. Эффективность урока как условие повышения качества образования.
Современные методы и формы урока (Тимаева А.Н.)
-
-
Каков он современный урок на первой ступени обучения?
-
(Технология критического мышления Морозова Н.С.)
1.2. Парковые уроки (Буря Л.В.)
-
-
Урок исследование (Колесникова Т.С.)
-
Урок дебаты (Волкова Ю.А.)
-
1.5. “Требования к современному уроку”.
Цель педсовета:
-
выявление взаимосвязи эффективности урока и качества образования, определение путей повышения эффективности урока как основы качества образования
Задачи педсовета:
-
рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся;
-
повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках;
-
способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
Наш педсовет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остается! Родоначальники педагогики «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему.
Откуда пошло слово – урок? Есть разные варианты, но наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) урок – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука.
Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Мы все понимаем, что урок не может не меняться.
Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.
Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводком через все рифы на любом уроке.
Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.
Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.
Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным.
Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».
Однако сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса у учащихся, повышение эмоционального настроения обучающихся с нарушением поведения беспокоит наших педагогов постоянно.
Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.
Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.
Урок длится 40 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.
Как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу будущего, основу качественного образования, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.
Что под современным уроком понимают наши ученики? С учащимися 5- 11 классов проведено анкетирование «Современный урок и Я».
Результаты анкетирования учащихся вы видите на слайде.
№ п/п |
Основные вопросы |
5 класс (26 учеников) |
6 класс (24 ученика) |
1 |
Что для вас современный урок? |
1. С использованием презентаций- 12 чел (46%) 2. Если на уроке есть групповая работа – 6 чел (23%) 3. Интересный- 3 чел (11,5%) 4. Занимательный – 1 (4%) 5. Новый 1 (4%) 6. Урок англ. языка, русского языка, математики-3 (11,5%)
|
1. Использование на уроке компьютера, телефона, интернета – 7 чел (29%) 2. Использование новых интересных приемов – 2 чел (8,3%) 3. С использованием проектора (презентаций)- 3 чел (12,5%) 4. Если на уроке есть игра -2 чел (3,8%) 5. Русский язык -6 чел (25%) 6. ИЗО, информатика, математика – 4 чел (17%) |
2 |
Что вам больше всего нравится в уроке? |
1. Объяснение учителя – 5 чел (19,2%) 2. Получение нового знания – 6 чел (23%) 3. Групповая работа – 6 чел (23%) 4. Игры- 4 чел (15,3%) 5. Получать хорошие отметки-2 чел (7,7%) 6. Все - 3 чел (11,5%) |
1. Интересное объяснение- 5 чел (21%) 2. Самостоятельная и творческая работа – 10 чел (42%) 3. Викторины- 5 чел (21%) 4. Все- 2 чел (9%) |
3 |
Какова роль учителя на уроке? |
1. Учить- 7 чел (27%) 2. Объяснять тему- 10 чел (38.4%) 3. Давать новые знания – 8 чел (30%) 4. Главная – 1 чел (4%) |
1. Объяснять- 10 чел (42%) 2. Давать знания – 7 чел (29%) 3. Учить – 4 чел (17%) 4. Важная – 3 (12%) |
4 |
Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний? |
1. Учитель -7 чел (27%) 2. Сами – 16 чел (61,5%) 3. Вместе -3 чел (11,5%) |
1. Учитель -9 чел (37,5%) 2. Сами – 9 чел (37,5%) 3. Вместе -6 чел (25%) |
5 |
Нужна ли на уроке физкультминутка? |
Да- 24 (92%) Нет- 2 (8%) |
Да- 17 (71%) Нет- 7 (29%) |
№ п/п |
Основные вопросы |
7 класс (27 учеников) |
8 класс (28ученика) |
1 |
Что для вас современный урок? |
1. Интересный- 9 чел (37%) 2 Использование на уроке компьютера, телефона, интернета – 8 чел (30%) 3. Понятный – 2 чел(8%) 4. Познавательный – 4 чел (15%) 5. не знаю – 4 чел (15%)
|
1. Интересный – 12 (43%) 2. Понятный – 8 (28%) 3. Познавательный – 10 (36%) |
2 |
Что вам больше всего нравится в уроке? |
1. Объяснение нов темы –10 чел (37%) 2. Получение нового знания – 8 чел (30%) 3. Всё – 7 чел (26%) 4. Ничего – 2 чел (7%) |
1. Получать нов информацию- 13 (46,5%) 2. Самостоятельная работа- (21.5%) 3. Выражать собственное мнение- 1 (4%) 4. Все -7 |
3 |
Какова роль учителя на уроке? |
1. Учить- 7 чел (26%) 2. Объяснять тему- 9 чел (33%) 3. Давать новые знания – 10 чел (37%) 4. Помогать – 1 чел (4%) |
1. Объяснять- 10 чел (42%) 2. Давать знания – 7 чел (29%) 3. Учить – 4 чел (17%) 4. Важная – 3 (12%) |
4 |
Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний? |
1. Учитель -11 чел (41%) 2. Сами – 16 чел (59%)
|
1. Учитель -3 чел (11%) 2. Сами – 4 чел (14%) 3. Вместе -21 чел (75%) |
5 |
Нужна ли на уроке физкультминутка? |
Да- 14 (52%) Нет- 13 (48%) |
Да- 9 (32%) Нет- 19 (68%) |
№ п/п |
Основные вопросы |
9 класс (23 человека) |
10-11 класс (43 человека) |
1 |
Что для вас современный урок? |
Интересный – 9 (39%) Понятный – 2 (9%) Практический- 6 (26%) Не знаю – 6 (26%) |
1. С использованием нов технологий- 37 (86%) 2. Интересный – 6 (14%) |
2 |
Что вам больше всего нравится в уроке? |
Получать знания – 7 (30%) Возможность дискутировать – 1 (4%) Слушать, получать нов информацию – 2 (9%) Групповая работа- 1 (4%) Все – 4 (17%) Ничего – 8 (35%) |
Самостоятельная творческая работа – 9 (21%) Всё – 4 (9%) Выражение собственного мнения – 2 (4%) Новая информация- 22 (51%) Ничего – 6 (14%) |
3 |
Какова роль учителя на уроке? |
Объяснять новую тему – 10 (43%) Дать хорошие знания – 8 (35%) Важная – 3 (13%) Никакой – 2 (9%) |
Объяснять новую тему – 8 (19%) Дать хорошие знания – 28 (65%) Главная – 4 (9%) Наставник, Координатор действий – 3 (7%) |
4 |
Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний? |
Учитель – 13 (56%) Сами – 5 (22%) Вместе – 8 (35%)
|
Учитель – 8 (18%) Сами – 18 (42%) Вместе – 17 (40%)
|
5 |
Нужна ли на уроке физкультминутка? |
Да – 3 (13%) Нет – 20 (87%) |
Да –15 (35%) Нет – 28 (65%) |
Результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием новых технологий. Ученикам старших классов в отличие от восьмиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Но все учащиеся хотят получить хорошие знания, видят учителя как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом.
А теперь мнение педагогов школы о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Нескольким учителям, было предложено подобрать определение современного урока с позиции современного учителя.
«Современный урок - это хорошо организованный, имеющий результат качественного обучения и воспитания»
«СУ который наполнен современными технологиями»
«СУ это урок отвечающий требованиям нового времени»
«Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество и совместная деятельность учащихся и учителя, взаимодействие в системе «Учитель – ученик» на основе дружеского расположения на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий».
«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал, умело организует и управляет учебным процессом, использует все возможности для развития личности ученика.
«На мой взгляд, современный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.
«Современный урок - это использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, передовой педагогической практики».
Современный урок - это часть темы. Это педагогическое произведение. Он должен отличаться целостностью частей, единой логикой деятельности учителя и учащихся.
Требования к современному уроку |
Комментарии |
1. Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся |
Выяснить с каким багажом знаний учащиеся пришли на урок: повторить материал необходимый на уроке, провести интеллектуальную разминку |
2. Постановка цели урока перед учащимися |
Цели учителя не предъявляются ученику, но учитель делает так, чтобы они достигались. Цель формулируется для ребенка |
3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока |
Наивысшую ценность представляют методы развития познавательного интереса, неожиданность, создание ситуации успеха, новизны, учебные дискуссии, познавательные игры |
4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания |
Дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем подготовки к предмету. Формирование надпредметных умений, обслуживающих все предметы. Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска |
5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. |
Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работ, а обученность учащихся и достижение целей урока |
6. Подведение итогов урока по достижению цели |
|
Хотелось бы еще добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Полный план педагогического совета доступен по ссылке
Презентация "Методика организации и проведения урока-исследования"
Презентация "Парковый урок"
Презентация "Приемы технологии развития критического мышления на уроках"
Презентация "Современный урок как основа эффективного и качественного образования"
"Урок-дебаты"